Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 26.06.2017, 05:11

Официальный сайт

МБОУ СОШ с.Никифарово

Меню сайта
Разделы
Технология [2]
Математика, информатика, физика [13]
Физкультура, ОБЖ [1]
Английский язык [2]
Изобразительное искусство [2]
Документы [8]
История, история Башкортостана [5]
ЕГЭ [3]
Документация по школьной столовой [13]
Охрана труда [0]
Начальные классы [3]
Русский язык, татарский язык. [5]
Химия, биология [3]
География, экономика [8]
Планы [3]
Воспитание [4]
ГИА [0]
Предписания контрольно-надзорных органов [5]
Летний отдых [9]
Документы по учебной работе [32]
Расписания и график работы [10]
Планы работ [37]
Книга памяти [2]
Правила внутреннего трудового распорядка [1]
Коллективный договор [1]
Правила внутреннего распорядка обучающихся [1]
Отчет о результатах самообследования [1]
Локальные акты [9]
Победе 70 лет [22]
ПДД [15]
Разработки учителей, посвященных 70 летию Великой Победы. [12]
Документы библиотеки [25]
Электронное образование [15]
Медиабезопасность детей и подрстков [2]
Образовательные программы [3]
Пришкольный интернат [6]
Трудоустройство выпускников [1]
2016 год - год кино [1]
Документы по обработке персональных данных [3]
Мы готовы к ГТО [2]
Знаменитые люди села Никифарово [3]
Турклуб "Никифар" [3]
Режим и график работы школы [1]
НОКО "Независимая оценка качества образования" [3]
Противодействие коррупции [8]
Как можно помочь школе [4]
Мини-чат
Наши праздники
Праздники России
Наш опрос
Нам интересен портрет посетителей сайта
Всего ответов: 701
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » География, экономика

Разработка урока по географии: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ»
[ ] 09.02.2008, 13:04

Разработка урока по  географии: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ»

Учитель: Миркаева Танзиля Наиловна

Организационный момент.

Оборудование : Карты мира, коллекция горных пород и минералов, небольшая коллекция ювелирных украшений с драгоцен­ными камням, барабан, черный ящик.   

Учитель: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами  подробнее узнаем  о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в при­роде.

Издавна человека привлекали удивительные творения природы — минералы и горные породы. Помните, как еще маленькими детьми вы иногда находили необыкно­венный, не похожий на другие, камешек? Сколько тог­да было восторга, радости, удивления, а в глазах загора­лись веселые искорки.

Именно из далекого детства, из его волшебных ска­зок бьет ключом магическая сила чудодейственных кам­ней. Наверное, каждый из вас читал сказку Павла Пет­ровича Бажова «Малахитовая шкатулка», где почти на каждой странице описаны самоцветы Уральских гор. Помните такие строки: «Комнаты большие под землей стали, и стены в них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми каплями. А на них цветы медные. И синие также есть, небесной лазури. Одним словом, празднич­но так, что и сказать нельзя. И одежда на ней — на Хо­зяйке— все время меняется. То она блестит, как стек­ло, то неожиданно блекнет, а то алмазными россыпями засияет или красновато-медной станет, потом снова шелком зеленым переливается».  Как же создавались эти прекрасные подземные двор­цы с сияющими сокровищами?

На этот вопрос готовила ответы группа   гео­логов. Они расскажут нам об образовании минералов,  их цветах и других свойствах.       

Образование кристаллов

1-й геолог: Восторг, радостное удивление, беспрерыв­ное желание познавать дарит человеку вечная гармония мира камней. Тайна "их волшебной силы проявляется в совершенстве форм и симметрии кристаллов.

«Неужели они такие от природы?» — с восторгом восклицают дети и многие взрослые — посетители мине­ралогических музеев, выставок.

Да, от природы! В огненной, раскаленной магме, в горячих струях растворов, просачивающихся сквозь тре­щины горных пород, в клубах газа и пара, вырывающих­ся из жерл вулканов, происходит беспрерывное движе­ние мельчайших частичек минеральных веществ. С под­нятием расплавленных веществ и газов из земных недр температура их постепенно снижается. В местах земной коры, где образуются трещины, резко падает и давление.  Так возникают условия для рождения кристаллов. Частички притягиваются вследствие силы тяготения и замирают, выстраивая четкий пространственный узор — кристаллическую решетку. Именно кристаллическая ре­шетка создает кубической формы ^кристаллы пирита, горного хрусталя, аметиста, берилла.

Цвет минералов

2-й геолог: Захватывают и завораживают цвета минералов: оранжевый и красный, желтый и зеленый, голу­бой, синий, фиолетовый. Лишь на мгновение они вспы­хивают в радуге, а в минералах сохраняются вечно. Не­возможно пересчитать все оттенки красного, огненного в рубине и гранате, а розового — в родоните.

Золотистые «солнышки», «стрелы», «волоски» рутила в горном хрустале, лучисто-желтый берилл — гелиодор, лимонный кварц — цитрин — это лишь некоторые из зо­лотисто-желтых камней. Еще более богаты оттенками, еще более приятны глазу зеленые камни. Хризопраз — цвета яблока, узорчатый малахит — цвета летней листвы. И все же нет более радостной и более прекрасной зе­лени, чем зелень изумруда. Едва уловимыми перехода­ми зеленые камни связаны с голубыми. Незначительная частица голубого проявляется в диоптазе. Еще более го­лубой берилл — аквамарин. Как будто небо в зените, синеет бирюза. Холодна зимняя синева прозрачного сапфира. Звездочками ночного неба сияет лазурит.

И, наконец, фиолетовый камень — аметист и нежно-сиреневый чароит завершают спектр.

Рисунок камней

3-й геолог: Наверное, наибольшее удивление вызы­вают пейзажные камни. У анонимного автора этих  живописных шедевров не было кисти, его краски и ли­нии — живое дыхание природы, след древних геологи­ческих процессов. Самый красивый, сложный рисунок у яшмы, с выразительной, цветной гаммой. Не уступают яшме по красоте халцедоны и агаты. Иногда наши вос­торженные глаза открывают в камне очертания деревь­ев или морских волн, фигуры животных и даже людей. К сожалению, эти прекрасные произведения приро­ды невосстановимы. Для их образования необходимы миллионы и миллионы лет. Поэтому для сохранности
редчайших «цветов земли» созданы минералогические заповедники и многочисленные музеи.   

Учитель: И чтобы убедиться в том, что минералы на­делены чрезвычайной красотой, волнующей душу, сер­дце и ум, мы  посмотрим коллекцию минералов  и поиграем учебно-познавательную игру «Поле чудес».

А сейчас выберем участников  первого тура.

  1. Из чего состоит толща земной коры (из разнообразных горных пород)
  2. Чем отличаются друг от друга горные породы (по свойствам, по составу, по происхождению)
  3. По происхождению все горные породы на какие группы делятся (магматические, осадочные, метаморфические).

Первый тур

Представление участников первого тура

Ведущий.   Начинающие золотоискатели всего мира очень час­то принимают яркий блеск  этого минерала  за золото. Одно из названий этого минерала так и звучит — «кошачье золо­то». Очень часто этот минерал называют «инкским кам­нем». Это название связано с историей. Во время поли­рования  Он  приобретает такой ярко-зеркальный блеск, что инки доколумбовой Америки использовали его в качестве зеркала. С историей также связано и на­звание этого минерала: слово «пир» с греческого пере­водится как «огонь». От удара стальным огнивом об этот камень образуются искры. В некоторых видах старинного оружия кристаллик  этого минерала  применяли для возгорания пороха. Археологи находят  его  на стоянках перво­бытных людей, очевидно, в каменном веке огонь добы­вали с его помощью.

Задание:   Назовите минерал:    п и р и т

Выберем участников   второго тура.

  1. Как образуются магматические горные породы (из магмы при ее остывании и затвердении)
  2. Какие виды магматических горных пород знаете (излившиеся и глубинные)
  3. Как образуются осадочные  горные породы (осаждаются на дне океанов, морей или на суше)

Второй  тур

Представление участников  второго тура

Ведущий.    «Я не знаю другого минерала, который был бы более разнообразен по своему цвету, чем Эта; все оттенки, за исключением чисто-синего, присутствуют,  а  иногда они переплетаются в сказочную картину», — писал известный ученый, академик А. Е. Ферсман. Огромное богатство цвета, фантастический рисунок камня, его твердость, прочность, способность шлифо­ваться наряду с большими размерами и богатыми запа­сами сделали  этого минерала  непревзойденным декоративным материалом.

Задание:   Назовите минерал:  я ш м а

Давайте, определим участников третьего тура. Для этого ответим на вопросы, поднимая руки.

  1. На какие группы делятся осадочные  горные породы? (неорганические – обломочные и химические,   органические)
  2. Как образуются метаморфические горные породы
  3. Каковы по происхождению горные породы, которые добываются вблизи нашего населенного пункта?

Третий тур

Представление участников  третьего тура

Ведущий.   Этот дивный самоцвет может быть густо-синим, каким видит­ся небо в высокогорных местах, скажем, на Памире, но гораздо чаще он предстает перед глазами ярко-голубым, напоминая лепестки васильков. Плиний уподобил его «небесному своду, усыпанному звездами». Именно таким видим мы этот знаменитый минерал, на поверхности которого там и здесь разбросаны вкрапления золотых «звездочек» пирита (серно­го колчедана). Академик Александр Евгеньевич Ферсман, много занимавшийся  минералов, установил, что арабское слово «азул» - «синее небо» - отражается в назва­нии самого камня, и оно породило русское слово «лазурь». В виде кристаллов Он  встречается крайне редко. Обычно  представляет собою сочетание содалита, кальцита и пирита. По одной из геологических теорий, камень рождается во время проникновения раскаленных паров магмы в мраморы, доломиты и известняки.

Задание:   Назовите минерал:     л а з у р и т

Финал

Представление участников   финала

Ведущий. Это прозрачный камень хо­лодного зеленого цвета удивительной чистоты. В отличие от других камней Он  все еще развивается: его строение под­вижно, и поэтому в нем продолжаются  различные  про­цессы, начавшиеся много тысячелетий назад. Они при­водят к незаметным для одного поколения изменениям химических, физических, магических свойств  камня.

      Минерал  способен интенсивно влиять на подсозна­ние человека, и это влияние благоприятно. Не случай­но издавна этот камень называют божественным. Он  были известны еще в  Древнем Египте. Их находили в египетских пирамидах, в Греции и Риме. Эти зеленые самоцветы нравились египетской царице Клеопатре. Она считала их достойным материа­лом для того, чтобы подчеркнуть свою красоту. В знак особого уважения она дарила свое изображение, выре­занное на этом камне.

Ценились Они  и у аборигенов Центральной и Южной Америки, считались здесь священными  и  сияли в храмах инков. Они олицетво­ряли солнце и дождь, кукурузные початки и зеленую пло­дородную землю. Маленькие зеленые камешки носили на себе перуанцы не как предмет роскоши, а в качестве та­инственных и могущественных талисманов.

Задание:   Назовите минерал:  и з у м р у д

Суперигра

Ведущий.  Камень здоровья, счастья и солнца, лю­бовный амулет, способный предрасположить к его соб­ственнику объект его воздыханий. Его таинственная сила  притягивать к себе кусочки бумаги и мелкие пред­меты вызывала в древности обостренный интерес к камню, подогревала мистические домыслы. Наши пред­ки считали, что в кусочках этого минерала  живут духи, а потому они очень ценились. Красный цвет - одна из его раз­новидностей, более всего пригоден для магии. Но маги­ческим  становится только тогда, когда в нем на­ходится насекомое. Это камень магического очищения, он охраняет от влияния магической силы.

Он  — очиститель организма. Его нужно носить долго, тогда выводятся все шлаки (астральные, а потом физические). Он укрепляет физические силы человека, расширяет творческие возможности.

Благоприятен для всех знаков, но лучше всего этот солнечный камень подходит Льву. Не надо носить этот камень в серебряной оправе, только в медной или из медных сплавов. Можно и без оправы, в чистом виде. Носить его нужно близко к шее, но лучше не в виде оже­релья, а в кулоне. Ожерелье бывает очень коварным, слу­чаются камни с разными энергиями, которые будут «во­евать» друг с другом и ничего хорошего вам не принесут. Он  способствует лечению щитовидной железы.

Задание:   Назовите минерал:    я н т а р ь

Учитель: Дорогие дети, какими бы замечательными ни были камни, нельзя допускать, чтобы они владели нашим умом, нашими душами и сердцами. Ведь камень, каким бы дорогим он ни был, — этот просто камень. Это символ твердости. Существует много словосочетаний с этим словом, отражающих характер человека: каменное сердце, закаменелая душа.   Поэтому я желаю вам, чтобы ваши сердца и души не окаменели, чтобы людей и мир вокруг себя вы любили больше, чем холодный блеск драгоценных камней.

Категория: География, экономика | Добавил: nikifar
Просмотров: 1922 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

Форма входа
Поиск
Календарь
Фотографии из школьной жизни
Наши друзья
Друзья сайта

Погода в Никифарово